Создано: 27 февраля 2021
420

Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Применение технологии развития критического мышления

на уроках русского языка и литературы

 

Кайдашева Галия Гатауовна

преподаватель русского языка и литературы.

Международный колледж Цифровых технологий. Архитектуры и Права

г. Уральск

 

21 век – это век широкого внедрения новых информационных технологий. Новое отношение к жизни требует от преподавателя нового подхода в обучении учащихся, поэтому главной задачей образования является не столько овладение суммой знаний, сколько развитие умения мыслить критически, то есть проявлять любознательность, исследовать материал, вырабатывать свою точку зрения, ставить перед собой проблемные вопросы и учиться отвечать на них

 

За время моей педагогической деятельности у меня накопился немалый практический опыт. Осваиваю, внедряю и применяю элементы новых педагогических технологий: игровых, технологии проблемного обучения, технологии сотрудничества, ИКТ технологии, а также технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Читаю много литературы по теме, постепенно осваиваю терминологию, связанную с той или иной технологией, планирую и провожу уроки с использованием данных технологий.

 

Русский язык считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Большое количество правил, высокие требования к уровню умений и знаний, необходимость сдачи ЕНТ по предмету – все это делает предмет для многих нелюбимым, а его изучение – трудным. Поэтому русский язык для многих учащихся остается скучной школьной дисциплиной. Вот почему задачей каждого учителя – словесника является не просто вооружение учащихся необходимым набором знаний по предмету, но и развитие таких умений, которые позволили бы каждому выпускнику пользоваться бесконечным многообразием возможностей русского языка.

 

Стало понятно, что современному учащемуся важно не только получать знания, но и уметь применять их в новых ситуациях. Поэтому очевидно, что для качественного образования нужны новые образовательные технологии. Такой технологией, способной помочь учащимся самостоятельно и с удовольствием получать знания, и является технология развития критического мышления.

 

 Дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем дисциплинам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

 

Я убедилась в том, что технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» – это такой способ обучения, при котором обучающийся включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, собирант необходимую информацию, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует и контролирует свою деятельность.

 

Учебное занятие, проводимое мною по этой технологии, я строю в соответствии с технологической цепочкой:  вызов - осмысление - рефлексия.

 

В стадии вызова учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели.

 

В стадии осмысления - читают текст (статью, правило), учитель предлагает активные методы чтения, учащиеся ведут записи по мере осмысления новой информации

 

Затем сравнивают полученную информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления.  Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, учатся обобщать и делать выводы.

 

Я часто  использую на своих занятиях определенные методы, приемы и стратегии Технологии развития критического мышления. Это – Инсерт (что учащиеся уже знают; что противоречит их знаниям; что является для них интересным, неожиданным) – они помечают их значками  +, -, ?

 

Кластеры  - посередине чистого листа (или на доске) написать ключевое слово или предложение, которое является главной идеей, вокруг «набросать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

 

Учащимся объясняю, что необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

 

Прием «Четвертый лишний»

Синквейн:

  1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
  2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
  3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
  4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
  5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

            На уроках русского языка и литературы я часто использую прием «Ромашка Блума», созданный американским педагогом и психологом Б. Блумом.

 

Это шесть разных типов вопросов: простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные и практические.

 

Прием “Корзина идей” Это прием индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

 

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

  1. Что я знаю по данной теме?
  2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

 

«Эссе»   Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в аудитории после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут

 

Используя на уроках приемы критического мышления, я убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, активизирует их деятельность, снижает утомляемость, перенапряжение, у них появляется потребность в чтении и желание получить максимальное количество информации из прочитанного текста. Ребята учатся уже не ради оценки, а потому, что им интересно, они думают, делятся своими мыслями друг с другом,  обсуждают прочитанное, у них появилась возможность в самореализации.

 

Наверное, перед каждым учителем стоит главная задача: как сделать свой урок интересным для детей, увлекательным и, главное, полезным. Я пришла к выводу, что именно на уроках русского языка и литературы, где приходится работать с большими текстами, очень актуальна технология развития критического мышления. Приемы и методы данной технологии помогают учащемуся работать с большими объемами информации, анализировать текст, сформировать собственную позицию, развить навыки работы с источниками и справочниками. Самое главное – самостоятельно добывать знания, готовить себя к правильному решению жизненных проблем в современном, постоянно меняющемся мире.

Февраль 2021 год